О злаках (беседы, речевые игры)
Материал подготовили воспитатели логопедической группы «Золотой ключик» Елена Викторовна и Екатерина Николаевна
Родителям рекомендуется:
Рассказать ребенку, какое значение имеет хлеб для людей, как много разных профессий трудится, чтобы у нас на столе появился хлеб.
Сформировать обобщающее понятие злаки: овес, пшеница, рожь.
В булочной обратить внимание, какие продаются хлебобулочные изделия.
Обратить внимание ребенка при покупке хлеба на его вкус, запах. Рассказать, из чего пекут хлеб.
Рассмотреть зерно (по возможности), муку.
Поговорить о труде колхозников, выращивающих хлеб.
Объяснить ребенку значение слов: выращивать, пахать, молотить, сеять, косить, убирать, жать, молоть, печь.
Упражнения на развитие речи:
Упражнение «Подбери признак» (согласование существительных с прилагательными). Хлеб (какой?) – свежий, вкусный, душистый, мягкий, ароматный, белый, ржаной и т.д. Булка (какая?) — …
Подобрать слова, похожие на слово хлеб (хлебушко, хлебница, хлебный, хлебороб и др.). Можно использовать наводящие вопросы: как назвать хлеб ласково? Как называется посуда, в которой хранится хлеб? и т.п.
Упражнение в падежном согласовании «Вставь вместо паузы слово хлеб». Я знаю пословицу о … .Мама купила пшеничный… .Дети едят суп с… .Ваня пошел в магазин за… .Я не люблю, есть суп без… .У меня дома нет…
Дидактическая игра «Откуда хлеб пришел». (Взрослый задает вопрос, а ребенок отвечает.)
Откуда хлеб пришел? — Из магазина. А в магазин как попал? — Из пекарни.
Что делают в пекарне? — Пекут хлеб. Из чего? — Из муки.
Из чего мука? — Из зерна. Откуда зерно? — Из колоса пшеницы.
Откуда пшеница? — Выросла в поле. Кто ее посеял? — Колхозники.
Упражнение «Назови форму» — на какую из геометрических форм похожи хлебобулочные изделия? Хлеб, батон, каравай, пирог и др. (овал, прямоугольник, круг).