Игры, которые способствуют формированию навыков самоконтроля и саморегуляции у детей 5-7 лет
Самоконтроль — это важная часть любого вида деятельности человека. Благодаря данному навыку человек осознает правильность своих действий, а также может предупредить или обнаружить уже совершённые ошибки.
Именно умение осуществлять самоконтроль и регуляцию своих действий является отличительной чертой познавательной деятельности «успешных» и «неуспешных» учеников.
«Неуспешные» дети даже при знании и понимании правила, по которому нужно действовать, затрудняются в самостоятельном выполнении задания. От них ведь требуется в определенной последовательности выполнить ряд умственных операций, а для этого им необходима постоянная помощь взрослого.
Развитие способности к самоконтролю и саморегуляции начинается уже в дошкольном возрасте и происходит естественнее и эффективнее всего в процессе разнообразных «игр с правилами».
Умение сличить свою работу с образцом и сделать выводы (обнаружить ошибку или убедиться в правильности выполнения задания) – важный элемент самоконтроля, которому нужно учить.
Предлагаем Вашему вниманию игры, которые формируют навыки самоконтроля и саморегуляции.
Игра № 1 «Пирамидка»
Возьмите пирамидку. Попросите ребенка сложить в правильной последовательности все кольца. А теперь нарисуйте на бумаге цветовую последовательность (важно это сделать по‑другому) и попросите ребенка по‑новому сложить пирамидку, опираясь на предложенный рисунок.
(Вместо пирамидки можно использовать разноцветные пуговицы, разноцветные игрушки.)
Это упражнение:
- улучшает все виды памяти;
- развивает процессы саморегуляции и произвольности.
Игра № 2 «Сохрани слово в секрете».
Предложите ребенку игру. Взрослый будет называть разные слова, а ребенок будет их за ним повторять. Но надо помнить об условии: названия цветов – это секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ребенок должен молча хлопнуть один раз в ладоши.
Примерный список слов: окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга и т. д.
Варианты:
1) нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р];
2) нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука;
3) нельзя повторять названия животных;
4) нельзя повторять имена девочек;
5) нельзя повторять слова, состоящие из 2‑х слогов, и т. д.
Когда ребенок станет хорошо и постоянно удерживать правило, переходите к игре с одновременным использованием двух правил.
Например:
1) нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком;
2) нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет), надо отмечать их двумя хлопками.
Введите элемент соревнования. За каждую ошибку начисляйте одно штрафное очко. Результат игры записывайте и каждый последующий сравнивайте с предыдущим. Ребенок должен убедиться, что чем больше он играет, учитывая правила, тем лучше у него получается. Не забывайте меняться с ребенком ролями.
Примечание для родителей. Основная задача упражнений на развитие произвольности и саморегуляции – научить ребенка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, «удерживать» его, как говорят психологи. При этом безразлично, какое именно правило вами выбрано – подойдет любое.
Это упражнение:
- улучшает слухо‑речевую память;
- развивает процессы саморегуляции и произвольности.
Игра № 3 «Спрячь букву от Грызобуки».
Предложите ребенку игру. Сами подбирайте тексты, соответствующие возрасту и развитию вашего ребенка. Здесь даются примерные варианты. Вместо текста можно использовать карточку с написанными буквами.
За несчастной буквой А охотится прожорливый Грызобук. Ему кажется, что А – самая вкусная из всех букв. Спаси ее. Перепиши это предложение, вставляя точки вместо буквы А.
Наступила ранняя весна.
А теперь задание потруднее. Нужно переписать рассказ, только вставляй точки вместо буквы Ы.
Рыжий кот спал на крыше. Из норки выскочили мышата. Они стали играть. Кот прыгнул к мышатам. Они быстро умчались в норку. Кот только рот раскрыл.
А здесь вставляй точки вместо буквы Р.
Над норой лисы жила белка. Белка прыгала по веткам и дразнила хитрую лису. Однажды утром лиса легла на полянку перед сосной, будто мёртвая. Любопытная белочка бросила в лису шишку. Лиса не поднялась. За шишкой полетела ветка. Лиса не двигалась. Белка совсем близко пробежала около лисы. Лиса быстро вскочила. Белочка чуть не очутилась в лапах хитрой лисицы.
Примечание для родителей. Условие в этом задании может быть любым. Например, вставлять точки вместо букв «о» или «е», вместо мягких знаков или шипящих. Таким образом, каждый текст можно использовать несколько раз.
Это упражнение:
- улучшает все виды памяти;
- развивает мелкую моторику;
- стимулирует функцию контроля и переключаемости.
Игра № 4 «Помоги пчёлке (бабочке, стрекозе, жучку) собрать урожай».
Наша пчела трудолюбивая, но летает она не по цветочному, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы.
Если пчелка соберет буковки правильно, у нее получится целое слово. Если ты будешь четко следить за моими командами и записывать буквы, на которых пчела делает остановку, то в конце путешествия пчелы ты сможешь прочесть полученное слово. Запомни: за каждую команду пчела перелетает только на соседнюю клеточку, далеко летать она не умеет.
Примечание для родителей. Начинать игру можно с любого места. Заранее продумайте, какое слово должно получиться, и составьте «пространственную» инструкцию. Эту игру можно использовать много раз. За перелетами пчелы ребенок следит сначала с помощью пальца, а потом только глазами, не водя пальцем по полю.
Ниже, в качестве примера, мы приводим несколько вариантов игры.
Вариант 1. Пчелка сидела на букве Ш. Запиши эту букву. Затем пчела полетела. Следи за направлением полета и остановками. Вверх, вверх, вверх, остановка. Вниз, остановка. Направо, вверх, остановка. Влево, влево, вниз, остановка. Какое слово получилось?
Вариант 2. Пчелка сидела на букве Г. Запиши ее. Дальше она полетела так: влево, влево, вниз, вниз, вниз, остановка. Направо, направо, направо, вверх, остановка. Налево, налево, налево, остановка. Куда прилетела пчелка? Какое слово получилось?
Это упражнение:
- улучшает зрительную и слуховую память;
- стимулирует функцию контроля и переключаемости.
Составили: учителя-логопеды МАДОУ № 240
Яровая Е.В., Головенко С.В.