Close

Эксперименты в домашних условиях

Многие современные родители озабочены ранним обучением своих детей различным наукам. Отсюда и чтение с пеленок, и счет с рождения… Но мало кому приходит в голову, что обучать самых маленьких можно таким сложным естественным наукам, как физика и химия. Но это возможно — без всяких сложных формул и определений.

Оглядитесь вокруг себя: все, что нас окружает, имеет физическую и химическую природу, и все это интересно вашему малышу. А объяснить простейшие научные понятия в форме веселой игры под силу даже тем, кто давно забыл всю школьную науку.

Физика и химия для самых маленьких – это вовсе несложно. Немного фантазии, и малыш сам начнет вас ежедневно просить о все новых и новых опытах. И в школе эти непростые науки будут ему даваться куда легче.

Дети любят играть с водой. А изучить ее свойства им помогут простейшие опыты. Объясните ребенку, например, что вода умеет испаряться – исчезать, чтобы потом вернуться. Как? Очень просто. Сначала идет дождик, он образует лужи, которые на солнце быстро высыхают – испаряются. Но вода не пропадает навсегда. Она собирается в крошечные капельки, частицы, которые растворяются в воздухе. Когда их накапливается слишком много, они снова выпадают на землю в виде дождя.

 Опыт 1

Налейте в одинаковые стаканы равное количество воды. Один из них плотно закройте крышкой, а второй оставьте открытым. Поставьте стаканы на солнце и забудьте о них на несколько дней. Затем вспомните и посмотрите – в каком из стаканов осталось больше воды. Объясните ребенку, что крышка не дает водяному пару улетучиться в воздух, тогда как из открытого стакана капельки сбежали легко и быстро.

 Опыт 2

Разрежьте ткань на несколько одинаковых кусков и намочите их. Один положите так, чтобы на него светило солнце, другой – в тень, третий – развесьте на ветру (например, на балконе), четвертый повесьте в комнате, где нет сквозняков, пятый сложите в несколько слоев, а шестой — сомните и скомкайте. Вместе с ребенком засеките время и определите, какой из кусочков высохнет быстрее. Объясните, почему это происходит.

Опыт 3

Поговорите с ребёнком о твердом состоянии воды. Налейте воду в небольшую бутылку до краев, «под завязку». Неплотно закройте ее крышечкой из фольги и поставьте в морозилку. Через несколько часов достаньте бутылку. Покажите ребенку, что крышечка приподнялась – лед занимает больше места, чем вода в жидком виде.

Посыпьте кусочек льда солью и посмотрите, как он начнет подтаивать. Объясните, что соленая вода замерзает при более низкой температуре, чем обычная.

Опыт 4

В банку налейте воды до половины, растворите в ней 2 столовые ложки соли. Возьмите сырое яйцо и погрузите его в получившийся соляной раствор. Яйцо всплывает! Это происходит потому, что соленая вода тяжелее обычной и тяжелее, чем собственно яйцо. А теперь попробуйте взять стакан сырой воды и постепенно подливайте ее в банку с соляным раствором и яйцом. Яйцо начнет медленно погружаться, пока не ляжет на дно, как затонувший корабль. Подливая простую воду, вы уменьшаете ее вес, яйцо становится тяжелее воды и поэтому тонет.

Введение в химию – отличная игра, особенно, если подойти к ней с душой. В любом доме найдутся подручные материалы, при помощи которых вы сможете объяснить малышам азы химической науки.

Опыт 1. «Невидимое письмо»

 Самый простой и увлекательный химический опыт известен всем из многочисленных детективных и приключенческих романов. Конечно, это — невидимое письмо! Напишите или нарисуйте что-нибудь на листе белой бумаги молоком. Дождитесь высыхания. Потом прогрейте лист над свечкой, и – о, чудо! – на бумаге проступят яркие коричневые знаки!

Вариант: то же, но без нагревания. Напишите что-нибудь на бумаге лимонным соком. Затем растворите в воде пару капель обычного йода и аккуратно нанесите этот раствор на бумагу. Буквы проступят так же ярко, как и при опыте с молоком.

Опыт 2. «Кислота или щелочь?»

Устройте домашнюю лабораторию по изучению влияния кислотности среды на некоторые вещества. Приготовьте два раствора – кислотный и щелочной. В качестве кислотного сойдет вода с уксусом, в качестве щелочного – раствор соды. Приготовьте отвары из разных овощей, фруктов, трав. По очереди капайте в отвары кислый и щелочной растворы и наблюдайте за изменением цвета. Можете нарисовать по итогам опытов красивую таблицу.

Опыт 3. «Игра с «живым» желатином»

Вам нужно будет сделать коллоидный раствор – 10 г сухого желатина добавить в ¼ стакана воды (холодной). Дождитесь, пока желатин разбухнет, затем подогрейте воду на водяной бане (не сильно, максимум до 50 градусов), так, чтобы желатин окончательно растворился. Возьмите кусочек полиэтилена и вылейте на него раствор. Оставьте до высыхания. И получившегося желе можно вырезать ножницами любую фигурку – рыбку, солнышко, цветочек. Положите фигурку на кусок туалетной бумаги и подышите на нее. Фигурка начнет двигаться! Это происходит потому, что своим дыханием вы нагреваете желатиновую массу и увлажняете ее с одной стороны. Желе слегка увеличивается в объеме и поэтому двигается.

Опыт 4. «Попробуйте вырастить кристаллы»

Сделайте очень крепкий раствор соли – такой, чтобы новая порция добавленной соли уже не растворялась в нем. Сделайте каркас: например, любую несложную фигуру из проволоки. Опустите ее в соляной раствор и оставьте на несколько дней. Вы увидите, что на каркасе начнут появляться кристаллы соли. А если у вас хватит терпения, вы получите потрясающий по красоте результат!

Материал подготовлен с использованием сайта: www.moi-roditeli.ru