Close

Экологические сказки

Иногда дети неосознанно совершают нехорошие поступки и даже не замечают этого. Наносят вред живым организмам, природе, вредят окружающей среде. Чтобы предотвратить такие случаи, уделите немного времени своему ребёнку. Прочитайте эти необычные   экологические сказки. Каждая из них является инструментом сказкотерапии и несет в себе поучительный момент.

Вам не придется заставлять ребенка раскаяться в содеянном поступке, воздействовать на его психику, прибегать к различным методам внушения. Все те знания, что получит ребенок во время прочтения сказок, будут восприниматься как естественные и понятные. Данные произведения научат ребенка бережному обращению с окружающим миром, чего нам сейчас очень не хватает.

«Осенние листья, как порох горят…»

 Хорошее время года – лето. Птицы поют, солнышко пригревает, зелёные листья на деревьях шелестят. Но так уж заведено природой, что всему на свете приходит конец. Закончилось лето. Наступил сентябрь, за ним октябрь, и листья деревьев из зелёных превратились в жёлтые и опали на землю.

— Сегодня пойду убирать листья в парке, — сказал как-то в воскресенье школьный сторож Иван Иванович Кате — своей внучке. — Пойдёшь со мной?

Катя кивнула. Она любила помогать дедушке, и день был хороший, тёплый, отчего бы не погулять по парку? Дедушка взял грабли и метлу, и они вдвоём с Катей отправились в парк. Иван Иванович сразу принялся за работу, он сгребал листья клёнов и берёз в большие кучи, сметая их с дорожек метлой. А Катя бегала под деревьями, набирала огромные охапки листьев и подбрасывала их вверх. Листья кружились и медленно падали на землю, а Катя снова собирала их и подбрасывала. Ей было весело. Она шуршала листьями, загребая их ногами, а дедушка не мешал ей наслаждаться игрой.

Кажется, он и сам охотно вместе с внучкой попрыгал бы в пружинистой куче листьев, и лишь солидный возраст удерживал его от такого развлечения. Неожиданно лицо Ивана Ивановича омрачилось. Он увидел, как к куче листьев подошла пожилая женщина и поставила рядом с ней полиэтиленовый пакет с мусором.

— Здравствуйте, Ирина Алексеевна, — совсем неприветливо поздоровался Иван Иванович, и женщина оглянулась в поисках того, кто окликнул её.

— Иван Иванович, это вы? Здравствуйте. Тоже гулять вышли? Это правильно. Мы с Сашей тоже прогуляться решили и мусор заодно выбросить. Вы сегодня листья жечь будете, или за ними машина завтра утром приедет?

— Не то, ни другое, Ирина Алексеевна, — сухо ответил Иван Иванович. – Я эти листья жечь не собираюсь, и мусор вы совершенно напрасно в парк принесли выбрасывать. Для этого контейнеры есть.

— А что же вы с листьями делать собираетесь? – удивилась Сашина  бабушка, словно не услышав замечания. – Я их на даче каждый год жгу. Да и в городе всегда жгут листву по осени.

— И совершенно напрасно. Подстилка из опавших листьев – важнейший элемент экосистемы. Она, как губка, впитывает влагу и отдаёт её корням деревьев. А люди эту подстилку уничтожают, почва уплотняется, влага к корням деревьев не поступает, поэтому в городских скверах деревья и погибают. В общем, на даче у себя вы листья жгите, если вам там дыма мало, а в парке не надо их к мусору приравнивать. Да вы сами посмотрите, разве такую красоту можно назвать мусором?

И Иван Иванович указал Ирине Алексеевне  на кучу ярко-рыжих листьев, в которых кувыркались хохочущие Саша и Катя.

Ирина Алексеевна молча подобрала пакет с мусором и окликнула Сашу. С сожалением он распрощался с Катей и побежал догонять бабушку. В руках у него был букет из жёлтых листьев.

— Обиделась на меня Ирина Алексеевна, — вздохнул Иван Иванович. – Ну, что поделать, правду слушать не всегда приятно. Да и привыкли наши горожане опавшую листву, как мусор, жечь. А зря. И для деревьев она необходима, чтобы влагу сохранить, и при перепревании выделяет вещества, полезные для человеческих лёгких. Ничего, вот вы, ребятишки, подрастёте и научитесь природу беречь. И жизнь у вас тогда будет совсем иная, чем у нас, стариков.

— Ты, дедушка, совсем не старый, — одёрнула его Катя. – А опавшие листья мы не будем жечь, я всем ребятам в школе объясню, что они и людям полезны, и деревьям нужны. А сейчас давай я тебе помогу, а то ты устал.

Катя взялась за метлу и взметнула жёлтый вихрь, сметая с дорожки берёзовую опавшую листву.

«Букет»

Хорошо в июне на лугу за рекой! Жужжат шмели, где-то в кронах деревьев щебечут птицы, от прогретой солнцем земли поднимается тепло. Пошли Лена с мамой Олей гулять на луг. Мама прямо в траву легла, улыбается, на облака смотрит – как будто она облаков никогда не видела. Лене рядом с ней сидеть скучно стало.

— Я пойду цветы собирать, хорошо, мама? – спрашивает Лена.

— Хорошо, иди, только далеко не убегай, — рассеянно отвечает мама, подставляя лицо солнцу. – А я позагораю. Побежала Лена по лугу, цветы все мелкие, неинтересные. Только в одном месте красивые цветы нашла – целая полянка белых колокольчиков. Нарвала букетик, принесла маме. Мама так и ахнула:

— Какая красота! Где ты их только нашла? Спасибо, доченька!

Пошли мама с дочкой домой с цветами. Поставили колокольчики в вазу на столе, любуются на них. Тут в гости к ним пришла Ленина бабушка Елена Сергеевна.

— Смотри, бабуля, какие красивые я цветы на лугу нашла! – похвасталась ей Лена.

— Очень красивые. И очень редкие, — отвечает бабушка, рассмотрев колокольчики. – Не одной тебе эти цветы пришлись по вкусу, рвали их люди без жалости, поэтому теперь эти цветы занесены в Красную Книгу. Мама твоя знает, наверное, что это за книга.

— Знаю, конечно, — отвечает мама Оля. – Но я не думала, что и луговые цветы в Красную Книгу занесены могут быть.

И мама рассказала Лене, что наша планета серьезно заболела. Случилось это по вине людей. И теперь наша планета просит о помощи. Это касается всех людей Земли, всего человечества. Поэтому люди составили Красную Книгу и внесли в неё исчезающие и редкие виды животных, птиц, грибов и растений. Есть Красная Книга России, а есть своя Красная Книга в каждой области.

— Вот как раз эти белые колокольчики и занесены в Красную Книгу нашей области, — добавила бабушка. А есть ещё Чёрная Книга. В неё внесены животные и растения, навсегда исчезнувшие с лица Земли в результате неразумного отношения человека к природе.

— Мы не должны допустить, чтобы такие красивые цветы попали в Чёрную Книгу, да, мама? – забеспокоилась Лена. – Вдруг кто-то опять увидит колокольчики и захочет набрать букет! Надо всем объяснить, что это редкие цветы!

Мама и Лена весь вечер решали,  как помочь колокольчикам. Наконец Лена придумала нарисовать знак : в красном круге перечёркнутая красной косой линией рука тянется сорвать белый колокольчик. Мама Оля нашла кусок фанеры, и они с Леной масляными красками нарисовали на нём такой знак. А внизу подписали большими буками: «Колокольчики охраняются Красной Книгой!» На следующий день они крепко прибили знак к длинной палке, взяли с собой лопатку и пошли на луг. Там Лена нашла ту полянку, где вчера рвала цветы. Белые колокольчики укоризненно покачали головами, приветствуя её.

— Простите меня, цветочки. Я не знала, что вы редкие, — шепнула им Лена. – Зато теперь все будут знать, что вас надо беречь!

Лена помогла маме вкопать знак в землю рядом с полянкой. 

— Видишь, Леночка, что получилось? – сказала мама Оля по дороге домой. – Оказывается, некоторые полевые цветы относятся к охраняемым видам. Давай больше не будем их рвать! Лучше будем почаще ходить на луг и любоваться ими.

И, конечно, Лена с мамой согласилась.

«Уж»

 Жили два друга-первоклассника в одном дворе. Коля был серьёзный парень, в обиду себя никому не давал. А Витя был мальчик жалостливый, тихий. Разные были эти мальчики. Но дружили крепко до одного случая, надолго рассорившего их.

Шли по тропинке у реки Коля и Витя как-то летним июльским днём. Собирались они сходить домой за велосипедами и покататься вдоль речки. Вдруг поперек дороги проползла змея.

— Это гадюка! — закричал Коля, схватил палку и ударил её изо всех сил. Змея дёрнулась и застыла неподвижно. Мальчики подошли к неподвижной змее и увидели на затылке два желтых пятнышка.

– Это не гадюка, — тихо сказал Витя.- Это уж. Нам в садике картинку показывали, у гадюки голова чёрная.

— Всё равно – змея, а значит —  вредная, — запальчиво сказал Коля. А Витя стоял рядом с мёртвым ужом и хлюпал носом. Потом он отвернулся от Коли и пошёл совсем в другую сторону.

— Постой, а как же велосипеды? – растерянно крикнул ему вслед Коля и побежал догонять Витю. Но Витя на его крик не оборачивался и только ускорял шаг.

У двора они встретили Колину бабушку Екатерину Николаевну и Витину маму Свету. Те оживлённо о чём-то беседовали, но увидев расстроенных мальчиков, сразу забеспокоились и забыли про свои разговоры.

— Что случилось, внучок? – ласково спросила бабушка Колю. Тот расстроено помотал головой.

— Я змею у реки палкой стукнул, боялся, что она нас с Витькой покусает. А ему, оказывается, змея дороже, чем друг!

— Это был уж, а никакая не змея, — уткнувшись в мамин живот, почти плакал Витя. — И он ничего плохого не сделал!

— Ужа-то, конечно, Коля зря ударил. Уж – змея полезная, хоть и боюсь я их. А всё-таки ты, Витя, не расстраивайся так-то из-за змеи. Друг-то дороже, — сказала Вите Екатерина Николаевна, погладила по голове расстроенного Колю и увела его домой. А Витя поднял на маму заплаканные глаза.

— Мама, как Коля мог? Уж просто полз мимо! Даже если бы он был гадюка, он не трогал же нас! А Коля его палкой… — сбивчиво пожаловался Витя маме.

— Конечно, Витя. Никогда не надо бить змей, даже гадюк. Коля просто испугался, — грустно объяснила мама Вите, обняла его и домой увела.

Так Витя с Колей и не дружат больше. Вите того ужа до сих пор жалко.

 

crasivajplaneta.blogspot.