Сколько надо занятий, что бы поставить ребенку звук?
Данный вопрос волнует каждого родителя. Первое, что надо знать родителю — работа над звуками всегда индивидуальна. Здесь не работает принцип «а нашей соседке Р за 2 занятия поставили. Поставьте и нам за 2».
Постановка звука всегда начинается с подготовительной работы, которая включает в себя:
— подготовку мышцы языка, губ, щек (массажем, артикуляционной гимнастикой);
— формирование сильного целенаправленного выдоха (необходимо научить ребенка правильно и долго дуть);
— развитие умения СЛЫШАТЬ нужный звук, отличать его от других, различать правильное и неправильное произношение.
Сколько потребуется занятий зависит от:
- причины неправильного произношения,
- возраста ребенка,
- развития его памяти, мышления, внимания,
- насколько он усидчив.
Исследования ученых показывают, что новая ПРИВЫЧКА у человека вырабатывается в течение 60 дней (а произнесение звуков — это привычка ставить губы, зубы, язык определенным образом). Мы должны изменить у ребенка ПРИВЫЧКУ говорить неправильно. Подумайте, насколько взрослым легко менять свои привычки?.. Ага. Так и у детей. Не 5 минут дело.
А теперь считаем:
В учебном году 35 недель, если говорить об уроках логопеда без участия родителей в процессе коррекции (при условии занятий 2 раза в неделю без пропусков), то процесс займет почти 8 месяцев, то есть учебный год. Если речь идет об одной группе звуков, например свистящие С-З-СЬ-ЗЬ-Ц, шипящие или сонорные, а если нарушены две или все три группы звуков, а если еще и звуки раннего онтогенеза (ГК,ДТ бывает и такое)– это порядка 12 звуков и более.
Если мы говорим о днях ежедневного труда родителей совместно с логопедом – это 3-4 месяца работы (включая время на подготовку речевого аппарата к произнесению звука).
Не надо ждать от логопеда волшебства. Волшебные палочки педагогам пока не выдают с дипломом (а жаль..). Приложенные логопедом усилия никогда не заменят усилий родителей.
Сейчас мы говорили о ребенке, у которого есть речь (он говорит длинными предложениями) и сохранен интеллект. У ребенка нарушено только звукопроизношение, без органических нарушений (дизартрии нет).
А если у ребенка ДИЗАРТРИЯ. В этом случае звуки исправляются еще дольше и сложнее.
Дизартрия – это нарушение ОРГАНИЧЕСКОГО характера. Органическое нарушение (когда есть нарушение на уровне нервной системы) нельзя исправить быстро. Это сложное нарушение. Если у ребенка дизартрия, надо быть готовым к долгой, не всегда успешной постановки звуков.
Это откаты назад в периоды длинных выходных и на каникулах, после болезней. Даже если просто два-три дня не повторять материал дома, ребенок быстро теряет навыки.
Ускорить сроки коррекции возможно, если придерживаться четкой программы:
«ЛЕЧЕНИЕ — ЗАНЯТИЯ с логопедом — ежедневное ЗАКРЕПЛЕНИЕ дома».
Без закрепления дома и лечения ничего не получится, ребенок продолжит говорить невнятно.
Хотите, чтобы результат был побыстрее — регулярно ходите на занятия и постоянно повторяйте дома, а если ребенок посещает логопедическую группу, не игнорируйте просьбы педагогов приводить ребенка во время на артикуляционную, дыхательную, фонационную гимнастики. Не пропускайте без уважительной причины детский сад и занятия по развитию речи и обучению грамоте.
Во многом коррекция зависит от индивидуальных компенсаторных возможностей организма ребенка. Т.е. коррекция звуков может продлиться и полгода, и год, и два, при тяжелой степени – всю жизнь. Но в ваших руках, уважаемые родители ускорить процесс и совместно с логопедом, неврологами, педагогами максимально помочь своему ребенку и улучшить или полностью скорректировать его речь.
Учителя-логопеды МАДОУ № 240:
Яровая Елена Викторовна
Головенко Светлана Валерьевна.