Close

Развиваем речь

Взрослым очень интересно

То, что всем давно известно!

«Как зовут?», и «Кем ты будешь?»,

И «Кого ты больше любишь —

Маму, папу или братца?»

Всё не могут разобраться!

А вот завтра я поеду

На беседу

К логопеду!

Он мне скажет:

«Порычи!»

Он попросит:

«Помычи!

Пошипи

И пожужжи!

И язык мне покажи!»

Хорошо пойдёт беседа

У меня и логопеда!

Людмила Фадеева «Беседа»

 

  Предпосылки нормального развития речи ребёнка

1.  Психологическое и физическое здоровье.

2.  Нормальные умственные способности.

3.  Нормально развитый слух и зрение.

4.  Потребность в речевом общении.

5.  Полноценное речевое окружение. 

 Предпосылки для успешного овладения грамотой

1. Слух, зрение, интеллектуальное способности (развитые высшие психические функции) — норма, развитые зрительно-моторная координация и слухо-моторная координация (слухо-зрительно-моторная координация).

2. Психическое и физическое здоровье.

3. Психическая активность. Активность познавательных процессов, работоспособность.

4. Сформированность эмоционально-волевой сферы. Опыт  речевого общения.

5. Полноценное речевое окружение.

6. Нормальное развитие двигательной сферы.

Особенности речевого развития детей 6-7 лет

— Правильно произносят все звуки родного языка;

— Производят простейший звуковой анализ слов;

— Обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов);

— Грамматически правильно строят фразу;

— Умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку и составить рассказ по картинкам;

— Свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль);

— Способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно;

— Способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения

 Упражнения для развития связной речи:

— Учить подбирать определения и эпитеты (Какие бывают собаки: большие, служебные …);

— Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);

— Подбирать действия к предметы и наоборот;

— Подбирать синонимы, антонимы; обстоятельства, дополнения…

— Назвать слова с определённым слогом, звуком;

— Составлять словосочетания и предложения с заданными словами;

— «Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);

— «Длинные и короткие слова» (придумать, проговорить и сравнить слова: пол–потолок…);

— «Назови по-своему» (назвать по-новому стихотворение, сказку, рассказ);

— «Назови по-разному» (назвать по-разному одну и ту же игрушку);

— «А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка…»);

— Переделать известную сказку;

— Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова);

—  Придумать название замку, фантастическому животному и т. д.;

— Придумать продолжение сказки;

— «Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить);

—  Рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая и т. д.).

 РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ

Родители должны всегда помнить, что чем богаче и правильнее речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, его поведение и возможности познания мира.

Самое незначительное расстройство речи может отразиться на деятельности и поведении ребенка. В школе его могут дразнить, что очень тяжело отражается на психике ребенка. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, так как письменная речь формируется на основе устной.

Если ребенок путает звуки в произношении, он перепутает их и на письме. Он также смешает слова, которые различаются только этими звуками: шок – сок, жар – шар, лак – рак и т. п. Именно поэтому огромное внимание нужно уделять развитию фонематических процессов.

Фонема (от гр. phonema –звук) — минимальная значимая часть слова. Не путать фонемы с буквами! Одна буква может обозначать разные звуки (твердый и мягкий).

Умение различать фонемы – это основа основ; и понимания речи другого человека, и контроля за собственной речью, и грамотного письма в дальнейшем.

Фонетический и фонематический слух (они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения. Поэтому, прежде чем требовать от ребенка правильного произнесения какого-либо звука, необходимо «научить его слышать». Для этого предлагаем вам несколько простых игр, в которые вы сможете поиграть со своим ребенком в любое время.

1. Взрослый называет слова (правильно и неправильно), а ребенок должен определить какие слова звучат верно:

— банам, банан, паман, вабан, даван

—  айбом, аньбом, альпом, альмом, альбом

—  фитамин, митавин, витамин, митамин

—  кьетка, тлетка, кветка, клетка, тлетка,   и т. д.

2.  Придумать слово на определенный слог, звук («ФА» — фасоль, фабрика, фанат  и т.д );

3. Назвать слова с определенным слогом, звуком;

4. Взрослый показывает, а затем просит ребенка воспроизвести изменение характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука:

А – плачет девочка

А – показывают горло врачу

А – поет певица

А – качаем малыша

О – удивилась мама

О – стонет бабушка

О – потягивается папа

У – гудит пароход

У – звучит дудочка

У – плачет мальчик

 

Учитель-логопед Головенко С.В.