Close

Причины и предупреждения нарушений речи у детей

Общее речевое развитие ребенка в значительной степени зависит от окружающей (социальной, речевой) среды. Если не создана обстановка, способствующая нормальному развитию ребенка, то задерживается и развитие его речи, и психическое развитие.

Наиболее частыми нарушениями речи у детей дошкольного возраста являются различные недостатки звукопроизношения, расстройства плавности речи и задержки общего  развития речи. Причины их различны: соматическая ослабленность (ослабленность организма, связанная с патологическим состоянием внутренних органов), замедленное психофизическое развитие, неблагоприятного речевая среда, невнимание к речевому развитию детей в младшем возрасте, двуязычие в семье и другое.

Болезни ослабляют организм ребенка и создают почву для возникновения нарушений речи, особенно в тех случаях, когда в семье неправильное воспитание,  как общее, так и речевое. Также могут задержать или нарушить формирование правильного звукопроизношения у ребенка различные дефекты речевого аппарата: массивные или короткие подъязычные уздечки; изменение формы и относительной величины челюстей; патологическое расположение и форма зубов верхней и нижней челюсти; расщелины твердого, мягкого неба, губы, десны.

Многие недостатки звукопроизношения, нарушение плавности речи (в том числе некоторые формы заикания) могут быть преодолены в процессе правильно организованной работы воспитателя и родителей. Однако существуют  и другие формы нарушения речи, которые обусловлены более серьезными причинами, например органическим поражением центральной нервной системы (перенесенные в раннем возрасте менингит, энцефалит, травмы головы и  другие). Такие нарушения не могут быть полностью компенсированы в процессе только воспитательной работы в детском саду: необходима специальная, целенаправленная помощь логопеда и психоневролога.    

 Для предупреждения недостатков речи необходимо:

1.  Следить за общим состоянием ребенка (соблюдать общий режим: своевременное питание, сон,  достаточное пребывание на свежем воздухе), укреплять, закалять его организм (стараться не допускать инфекционных заболеваний и укреплять организм ребенка после перенесенных заболеваний).

2.  Своевременно санировать полость рта; следить за состоянием носоглотки: не допускать хронического насморка, следить, чтобы после ангины дети не перенапрягали голос; не допускать течи из ушей и так далее, так как все это может стать источником задержки развития речи или ее нарушения.

3. Создавать все условия для речевого воспитания.

Учителя-логопеды: Светлана Валерьевна Головенко

и Елена Викторовна Яровая