Close

Межзубный сигматизм

Межзубный сигматизм –  это нарушение, при котором язык занимает неправильную позицию между зубами. При нем искажается произношение  свистящих и шипящих звуков (С, З, Ц, Ш,Ж,Ч,Щ) в силу положения языка между зубами. Звуки Д,Т,М,Н так же могут произносится межзубно.

Наличие такого дефекта обусловлено рядом причин, поэтому исправление межзубного сигматизма должно начинаться с выявления неблагоприятных факторов.

В современной логопедии проблему принято рассматривать комплексно логопсихологией, патопсихологией, дефектологией, логопедией, социологией, ортодонтией. Обусловлен такой подход сложностью проявления нарушений речи как симптома или как синдрома. Межзубный сигматизм может быть симптомом таких нарушений развития, как открытый прикус и другие аномальные формы развития речевого аппарата, разросшиеся аденоиды, гипотония мышц речевой мускулатуры (дизартрия). Во всех случаях необходимо устранить причину возникновения речевого дефекта совместно с коррекционной работой у логопеда. При игнорировании заболевания результата логопедической работы можно и не увидеть.

Если проблемы развития зубочелюстной системы помогает исправить ортодонт (при помощи пластин и специальных тренажеров), лечением дизартрии занимается невролог или психиатр, что часто пугает родителей. На практике же выявленная дизартрия в трехлетнем  возрасте к семи годам никак себя не проявляет при правильном лечении и своевременной коррекционной помощи.

Межзубный сигматизм часто бывает сопутствующим нарушением развития при ДЦП, интеллектуальной недостаточности, глухоте. В этих случаях все зависит от степени сложности основного дефекта (чем сложнее форма, тем меньше возможностей для коррекции). У таких детей коррекция речи затягивается на длительный срок, возможно годы и дастигает только удовлетворительного уровня.

Устранение межзубного сигматизма может занимать при правильном подходе от нескольких месяцев (если сохранен слух, нет дизартрии и анамалии развития артикуляционного аппарата) до двух лет (если нарушено много звуков, требуется лечение у специалистов). В случае, если межзубный сигматизм является сопутствующим недугом, то вся работа планируется в комплексе с коррекцией основного заболевания. Если у ребенка дизартрия понадобится лечение у невролога, нарушение прикуса -у ортодонта, нарушение слуха – у сурдолога и т.д.

И в заключении как бы «страшно» не звучали термины, не стоит их бояться. Прогресса в коррекции у детей логопатов конечно будет, но без поддержки родителей, их контроля и стимуляции достичь хорошего результата ребенку будет сложно.

Учителя-логопеды МАДОУ № 240:

Яровая Елена Викторовна

Головенко Светлана Валерьевна.