Close

«Что такое дыхательная гимнастика?»

Дыхание – важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время. Процесс дыхания, осуществляемый дыхательными центрами нервной системы, состоит из трёх фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.

Цель дыхательных упражнений – увеличение объёма вдыхаемого и выдыхаемого воздуха с последующей вокализацией выдоха. 

 Дыхательная гимнастика проводится с детьми, имеющими речевые нарушения.

Основные правила успешного овладения дыхательной гимнастикой:

1. Комплекс упражнений для воспитания навыков речевого дыхания рекомендуется выполнять в состоянии покоя (лёжа, сидя, стоя) или во время движения.

2. Дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют хороший оздоровительный эффект.

3. Упражнения необходимо выполнять легко, естественно, без усилий и напряжения.

4. Находиться в состоянии глубокого расслабления (работают только группы мышц, непосредственно участвующие в дыхательном движении).

5. Следить, чтобы воздух входил и выходил из лёгких одной непрерывной струей, а вдох и выдох были равны по силе и длительности, плавно переходили друг в друга.

6. Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате.

7. Не заниматься после еды.

8. Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений.

9. Не переутомляться, при недомогании отложить занятия.

Комплекс упражнений по дыхательной гимнастике:

 Упражнение 1.  «Покатай карандаш»

Ребёнку предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.

 Упражнение 2. «Листья шелестят»

Предлагаются полоски тонкой зелёной бумаги, вырезанные в виде     листочков и прикреплённые к «ветке». По сигналу «подул ветерок» ребёнок плавно дует на листья так, чтобы они отклонились и зашелестели.

 Упражнение 3. «Снежинки летят»

  На ниточки прикрепляются лёгкие кусочки ваты или вырезанные из тонкой бумаги снежинки . Ребёнку предлагается длительно подуть на них по сигналу «снежинки летят».

Упражнение 4. «Загнать мяч в ворота»

1. Вытянуть губы вперёд трубочкой и плавно дуть на ватный или поролоновый шарик  (диаметром 2-3 см.), лежащий на столе перед малышом, загоняя его между двумя кубиками или любыми другими подходящими предметами. (Это «футбольные ворота»)

2. То же, но дуть следует резкой, отрывистой струёй. Загонять шарик на одном выдохе, не прерывая воздушную струю. Обращайте внимание, чтобы не надувались щёки. При необходимости слегка придерживать пальцами.

  Упражнение 5. «Ветряная мельница»

  Для этой игры необходима игрушка-мельница из песочного набора или вертушка. Ребёнок дует на лопасти игрушки, взрослый сопровождает действия малыша стихотворным текстом:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч!

А. С. Пушкин.

Упражнения не следует проводить сразу после еды (рекомендуется через 1,5-2 часа после последнего приёма пищи) и если малыш неважно себя чувствует. В день рекомендуется проводить только один вид упражнения. Количество повторений 2-3 раза, при этом обязательно необходимо следить за самочувствием ребёнка: если возникают головокружение и слабость, прекратить упражнение.

 

Воспитатель Торопова Елена Ивановна