«Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье»
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
Чувство Родины… Воспитание его у ребёнка начинается с младенчества, с отношения к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Каким же образом можно развивать патриотические чувства в семье? Чувство Родины связано с тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но, «пропущенные через детское сердце», они играют огромную роль в становлении личности патриота.
С младенчества ребёнок слышит родную речь, очень хорошо, если мама поёт ребёнку колыбельные песни, читает потешки, народные сказки. У каждого народа свои сказки, и все они передают из поколения в поколение основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это – первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К. Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случаи с педагогическим гением народа». Он ввёл в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к родине.
Работу по воспитанию патриотизма нужно начинать уже с младшего возраста, когда ребёнок знакомится со своей семьёй (какая мама, папа, как их зовут, где они работают и т. д.)
Детей среднего и старшего возраста нужно знакомить с родным городом.
Надо показать ребенку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками знаменитыми людьми. Большое значение имеют семейные экскурсии в музеи, к памятникам истории и культуры, а также на предприятия, в учреждения района, города.
Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?
Четырёхлетний ребёнок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше надо привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах: школе, кинотеатре, почте, аптеке и т. д. рассказать об их назначении подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется: это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц; в честь кого они названы. Для этого необходимы экскурсии по городу, в природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Большая роль в этом принадлежит знакомству детей с народными промыслами края, с народными умельцами.
Настоящий гражданин своей страны, патриот должен быть интернационалистом. Поэтому воспитания чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну включает формирование уважения к культуре и религии других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку.
К концу дошкольного детства ребёнок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи, традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, танцорами, музыкантами, и т. д.
Следует подчеркнуть, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников наиболее полно реализуется при комплексном подходе к решению этой проблемы, т.е. включает в себя решение задач не только непосредственно нравственного, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания.
В процессе работы по нравственно-эстетическому воспитанию эмоционально воспринимать окружающее ребёнку помогает яркое, живое слово (сказки, произведения русских писателей и поэтов); музыка, изобразительное искусство, когда происходит знакомство детей с русскими художниками и композиторами, и их произведениями. Искусство помогает детям воспринимать то, что они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также представить по-новому то, что им хорошо знакомо.
Работа по патриотическому воспитанию детей связана с их физическим развитием, так как будущие граждане России должны быть здоровыми, сильными, крепкими, ловкими (знакомство детей с великими русскими полководцами и героями).
Одним из немаловажных факторов патриотического воспитания детей является приобщение их к труду, формирование ответственности за его результаты.
Родители должны стать непременными участниками работы по патриотическому воспитанию детей, и не только в рамках семьи. Важно иметь в виду, что многие подлинные вещи, которые собраны детьми совместно с их родителями, представляют большую ценность не только как исторический источник о жизни и событиях прошлого, но и как мемориальный и реликвенный материал. При этом реликвия может быть только семейной, например ордена и медали за трудовые и боевые подвиги членов семьи.
Всё это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.
Воспитатель группы «Золотой ключик»
Аксёнова Елена Викторовна