«Нравственное воспитание детей в труде»
Ребенок — член семейного коллектива, естественно, что взрослые любят его и заботятся о нем, но недопустимо воспитывать у него потребительское отношение к родным. Он должен быть активным участником жизни и деятельности семьи. Необходимо воспитывать у него желание и умение не только брать, но и отдавать. Труд для ребенка — это прежде всего интересная деятельность, которая отвечает потребностям развивающего организма. А вот интерес к труду позволяет взрослым использовать его для всестороннего воспитания ребенка, формирования у него гуманных чувств, коллективизма, заботливости. Поэтому именно в этом возрасте необходимо развивать общественную направленность труда (для себя и родных, для родных, для более широкого круга людей). Труд должен быть посильным, а его результат — приносить радость. Дети пяти-шести лет должны иметь постоянные обязанности и своевременно и качественно их выполнять. Эпизодических поручений недостаточно для воспитания трудолюбия и чувства ответственности. Обязанности дети должны выполнять систематически независимо от желания или нежелания. Выполнение постоянных обязанностей способствует воспитанию воли, учит преодолевать трудности, делать правильный выбор.
Конечно, именно от взрослых во многом зависит формирование привычки и ее переход в потребность. Ребенка с 4 лет привлекают к застиланию постели, ему это нравится, и он охотно овладевает нужными навыками, к 6 годам это дело становится его обязанностью, и тогда создается устойчивая эмоционально-осознанная привычка, постепенно переходящая в потребность — после подъема аккуратно застилать постель.
Воспитатель Суворова Екатерина Николаевна