Close

«Как читать детям книги?»

Книга есть чудодейственное средство ваяния человеческой души. Она, как и многие другие факторы, закладывает мораль, характер, формирует отношение к миру, интеллект. Она, как мудрый учи­тель, учит.

Читать книги вместе с ребёнком — сложное дело. Лучший вари­ант, когда мама или папа прочли книгу перед тем, как будут читать её вместе с ребёнком, обдумали сами смысл сказки или рассказа.

Читать книги наспех, одну за одной, вряд ли стоит. Важно и вре­мя чтения книги: не очень поздно вечером, не тогда, когда ребё­нок переутомлён или в течение дня получил много впечатлений (в этом случае ребёнка лучше занять спокойной игрой), не принуж­дать ребёнка в обязательном порядке слушать, если он не хочет.

Книга должна быть доступна пониманию ребёнка, т. е. соответ­ствовать возрасту. Заранее можно растолковать смысл какого-либо слова или явления —  это облегчит восприятие произведения.

Обязательной должна быть беседа о прочитанном произведении. Нужно убедиться, что ребёнок хорошо запомнил содержание, а помочь осознать смысл прочитанного должны родители. Важно учить ребёнка определять и мотивировать своё отношение к поло­жительным и отрицательным героям. А достигнуть этого можно с помощью вопросов: «Кто и почему тебе понравился, не понравил­ся? Почему так произошло? Как бы ты поступил в этом случае? За что можно осудить героя или похвалить?» Если родители уверены, что ребёнок сам может разъяснить происходящее, дать правиль­ную оценку, то можно выслушать его и его мнение одобрить; если же ребёнок затрудняется, то родители должны сами оценить и про­анализировать, привлекая мышление ребёнка с помощью наводя­щих вопросов.

Полученные из книг представления можно перенести на житей­ские обстоятельства: «А случалось ли с тобой такое? Как ты посту­пал в этом случае?» Книга помогает развивать у детей способность к анализу своего собственного поведения. Ребёнок постепенно привыкает замечать недостатки поведения не только у сверстни­ков, но и в своём поведении, стремится его исправить.

Именно при чтении книг дети постепенно подходят к понима­нию того, что такое хорошо и что такое плохо.

 

Подготовила воспитатель Суворова Екатерина Николаевна