«Как читать детям книги?»
Книга есть чудодейственное средство ваяния человеческой души. Она, как и многие другие факторы, закладывает мораль, характер, формирует отношение к миру, интеллект. Она, как мудрый учитель, учит.
Читать книги вместе с ребёнком — сложное дело. Лучший вариант, когда мама или папа прочли книгу перед тем, как будут читать её вместе с ребёнком, обдумали сами смысл сказки или рассказа.
Читать книги наспех, одну за одной, вряд ли стоит. Важно и время чтения книги: не очень поздно вечером, не тогда, когда ребёнок переутомлён или в течение дня получил много впечатлений (в этом случае ребёнка лучше занять спокойной игрой), не принуждать ребёнка в обязательном порядке слушать, если он не хочет.
Книга должна быть доступна пониманию ребёнка, т. е. соответствовать возрасту. Заранее можно растолковать смысл какого-либо слова или явления — это облегчит восприятие произведения.
Обязательной должна быть беседа о прочитанном произведении. Нужно убедиться, что ребёнок хорошо запомнил содержание, а помочь осознать смысл прочитанного должны родители. Важно учить ребёнка определять и мотивировать своё отношение к положительным и отрицательным героям. А достигнуть этого можно с помощью вопросов: «Кто и почему тебе понравился, не понравился? Почему так произошло? Как бы ты поступил в этом случае? За что можно осудить героя или похвалить?» Если родители уверены, что ребёнок сам может разъяснить происходящее, дать правильную оценку, то можно выслушать его и его мнение одобрить; если же ребёнок затрудняется, то родители должны сами оценить и проанализировать, привлекая мышление ребёнка с помощью наводящих вопросов.
Полученные из книг представления можно перенести на житейские обстоятельства: «А случалось ли с тобой такое? Как ты поступал в этом случае?» Книга помогает развивать у детей способность к анализу своего собственного поведения. Ребёнок постепенно привыкает замечать недостатки поведения не только у сверстников, но и в своём поведении, стремится его исправить.
Именно при чтении книг дети постепенно подходят к пониманию того, что такое хорошо и что такое плохо.
Подготовила воспитатель Суворова Екатерина Николаевна