Close

В семье растет будущий школьник

Готов ли Ваш ребёнок к школе? Какова роль родителей в подготовке сына или дочери к школе, в чём, по мнению матерей и отцов, должна заключаться помощь будущему школьнику, чему его надо научить до школы? Вопросы, которые волнуют многих, но ответы на них не каждому ясны.

Большинство родителей, например, понимают подготовку к школе несколько односторонне. Одни заимствуют методы, описанные в популярной педагогической литературе, другие используют советы знакомых и опыт своей собственной школьной жизни и обучают детей чтению, математике и письму. В своём стремлении создать основу для школьных успехов они заходят очень далеко: не только обучают ребёнка чтению и математике, но до школы порой проходят почти весь курс 1 класса, используя при этом стабильные учебники, тетради и прописи.

Другие вообще не обращают внимание на интеллектуальное развитие своих детей, считая дошкольный возраст возрастом беззаботных игр и развлечений.

Безусловно, специальная подготовка важна, но она не исчерпывает всего многообразия аспектов, связанных с подготовкой детей к школьной жизни.

Переход из детского сада в школу- важный этап в жизни ребёнка. Меняется его социальная позиция: он становится школьником, основная деятельность которого- учение.

 Как важно ребёнку преодолеть первые трудности. Только физически здоровому, закалённому ребёнку они под силу. Самочувствие ребёнка отражается на его успеваемости. Поэтому забота о сохранении и укреплении здоровья дошкольника- это вместе с тем забота о его будущих школьных успехах.

Гигиенически полноценный ночной и дневной сон, достаточная двигательная активность на свежем воздухе, чередование различных занятий с отдыхом, рациональное питание- необходимые условия, от которых зависит здоровье ребёнка.

Режим! Многие считают, что в субботу и в воскресенье от него можно отступить. Родители даже не подозревают, какую «медвежью» услугу оказывают они ребёнку. Дело в том, что с нарушением режима происходит ломка так называемого динамического стереотипа, что вызывает дискомфортное состояние дошкольника.

Многолетние наблюдения показывают, как трудно работать с детьми в понедельник: они перевозбуждены, рассеяны, не собраны. Почему возникает такая картина? Ответ прост: родители недооценивают значение режима. Не раз замечала, что поздним воскресным вечером родители гуляют на улице с детьми, с уже переутомлёнными детьми. Не сложно представить, что будет дома: ребёнка пытаются уложить в постель, он перевозбуждён, поэтому не может заснуть, хотя спать очень хочет. Утром в понедельник ребёнок, конечно же, никак не может проснуться, подняться с постели, быстро собраться. Родители раздражены медлительностью ребёнка, считая, что он нарочно не хочет одеваться. В ход пускаются педагогические, а чаще антипедагогические меры, в результате день начинается со слёз, с огорчений, с несправедливых наказаний. Появившись в детском саду в таком настроении, ребёнок становится раздражительным, агрессивным, упрямым. Так неумеренное стремление родителей дать детям как можно больше впечатлений приводит к отрицательным результатам.

В семье, где есть дошкольник, необходимо всегда помнить о режиме. Важно, чтобы и в выходные дни ребёнок вовремя завтракал, обедал, ужинал, чтобы он мог днём отдохнуть, побыть на свежем воздухе, а вечером в точно определённый час лечь спать.

О закаливании говорят много и будто бы убедительно. Однако родители нередко страшатся его: «Какое закаливание! Чуть не досмотришь, уже чихает и кашляет!». Закаливающие процедуры в каждом конкретном случае надо выбирать исходя из сезонных условий, состояния здоровья и индивидуальных особенностей ребёнка. Предварительно следует посоветоваться с педиатром.

В дошкольном возрасте особенно велика потребность детского организма в движении. Много приносят пользы и доставляют радости подвижные игры на свежем воздухе, катание на велосипеде, коньках, лыжах. Правильно делают те родители, которые активизируют двигательную активность детей, а не сковывают её, с уважением относятся к интересам и потребностям ребёнка, а не бранят его постоянно за стремление побегать и попрыгать, разъясняют необходимые правила безопасности.

К сожалению, приходится сталкиваться с тем, что дети проводят много времени у телевизора, компьютера, планшета. Дети играют и просматривают всё подряд часами оставаясь неподвижными. Обилие впечатлений возбуждает и утомляет ребёнка. Таких детей почти невозможно вывести погулять, им уже не хочется кататься на коньках или идти играть в футбол. Конечно, это очень удобно для взрослого- ребёнок ни к кому не пристаёт, дома тихо и взрослые могут спокойно заниматься своими делами. Став школьником, ребёнок будет также тянуться ко всем гаджетам и его будет очень трудно приобщить к активному отдыху, без которого не возможна успешная учёба.

Учение- серьёзная работа, которая будет оцениваться взрослыми не так, как игра. Пока ребёнок маленький, его часто хвалят за то, что он быстро и хорошо поел, убрал игрушки, самостоятельно оделся. Большинство родителей не скупятся на такую похвалу. Проанализируйте, всегда ли похвала, которую Вы так щедро расточаете, заслужена ребёнком. Пример. Папа включил телевизор, а ребёнку, чтобы тот не мешал, дал карандаш и бумагу. Прошло немного времени, рисунок у мальчика готов. Он подходит к отцу и показывает своё произведение. В рисунке цвета подобраны неудачно, пропорции предметов не соблюдены. Однако папе некогда рассмотреть рисунок и тем более посоветовать или помочь исправить недостатки. Значительно легче сказать сыну, что он молодец и попросить его нарисовать ещё «такую же хорошую картину». На какое- то время отец избавлен от общения с ребёнком. А сын действительно начинает верить, что у него хорошо, а главное, так быстро и легко всё получается. Однако через некоторое время, когда ребёнок также наспех, без особого усердия выполнит школьные задания, папа рассердится, потребует задание переделать, чтобы всё было сделано правильно, аккуратно и красиво. Ребёнок же, не умеющий критически оценивать результаты своего труда, привыкший получать похвалу взрослого за всё, чтобы он ни сделал, будет недоумевать, раздражаться, у него может появиться неприязнь к учению. Взрослый негодует, ребёнок замыкается. Возникает конфликтная ситуация. И вот уже нет того взаимопонимания между ребёнком и взрослыми, которое является залогом правильного воспитания. Похвала оказывает неоценимое воздействие на маленького человека, когда она справедливо заслужена, когда она заработана путём большого усердия, когда одержана победа над собой, преодолены трудности, когда результат усилий может порадовать и самого ребёнка, и окружающих.

В связи с этим встаёт вопрос: как же следует относиться к затруднениям, с которыми дети сталкиваются в процессе выполнения различных заданий? У некоторых детей такое столкновение влечёт за собой потерю интереса к тому делу, которым он занимался. А настоятельное требование взрослых довести работу до конца может вызвать отрицательное отношение к любым заданиям взрослого или натолкнёт ребёнка на попытку делать всё кое-как, не заботясь о качестве результатов. И то и другое может пагубно сказаться на привычках ребёнка. Взрослому, конечно, легче выполнить за ребёнка какую-то часть работы, чем заставить его самого достичь конечного результата. И тут допускается серьёзная ошибка. С одной стороны, ребёнку подаётся дурной пример безответственного отношения к порученному делу, выполнение которого он может бросить в любой момент, с другой стороны, в нём укрепляется неуверенность в своих силах. Кроме того, ребёнок привыкает, что родители сделают трудную работу за него.

Формирование умения доводить дело до конца, преодолевать трудности, не переключаться с одного на другое- важная педагогическая задача, стоящая перед родителями. Для этого требуется внимательное, тактичное, доброжелательное, но вместе с тем и требовательное отношение родителей к процессу и результатам любой деятельности детей. В разных случаях и по отношению к разным детям нужно подбирать особые методы, стимулирующие детскую деятельность. Это и обучение отдельным способам работы, выбор наиболее экономных и целесообразных из них, совместное с ребёнком продумывание последовательности операций, это утверждение важности порученного дела и, наконец, контроль за выполнением задания. Проявляя педагогическую находчивость, родителям следует создавать такие условия, при которых у ребёнка не накапливался бы отрицательный опыт. В любом деле, если Вы хотите получить желаемый результат, опирайтесь на положительные эмоции ребёнка.

В настоящее время дошкольники получают большой объём информации. Источником её являются телевидение, компьютер книги, рассказы взрослых. Вместе с тем нередко бывает, что обилие информации развивает ребёнка односторонне. Он многое знает и охотно воспроизводит известные ему факты. Вместе с тем нередко бывает, что обилие информации развивает ребёнка односторонне. Он многое знает и охотно воспроизводит известные ему факты. Однако не всегда мы можем получить от такого ребёнка объяснение этих фактов, дать им своё собственное обоснование. Если дошкольник, впитывая информацию, остаётся при этом пассивным, то у него может сформироваться интеллектуальная лень. Ребёнок не хочет размышлять, не умеет сопоставлять и анализировать отдельные факты, боится высказать своё суждение.

Родителям необходимо направлять работу мысли детей, побуждать их высказывать своё мнение о прочитанном ли увиденном, вовлекать в беседы о различных явлениях общественной жизни, окружающих предметах. Во время чтения, рассматривания иллюстраций, просмотра телепередач имеет смысл ставить перед ребёнком вопросы, приковывающие его внимание к ключевым явлениям или событиям.

Важно также бережно относиться к вопросам, которые возникают у детей в результате наблюдения ими различных явлений. Не спешите сразу же всё объяснить ребёнку, дать готовый ответ. Лучше помогите ему самому сравнить новые для него факты и явления с хорошо знакомыми и понятными, подведите ребёнка к выводу, который он сделает самостоятельно. Это будет большая его победа.

Развивая мышление и формируя познавательные интересы дошкольника, вы готовите благодатную почву для предстоящей учебной деятельности.

К концу дошкольного возраста у ребёнка складываются привычки, связанные с культурой общения с окружающими. Ребёнок должен уметь выражать свои просьбы в спокойном и вежливом тоне, употреблять в речи слова «пожалуйста», «спасибо», «извините», не перебивать говорящего, быть предупредительным. Важно, чтобы нравственные представления не оставались в пределах рассуждений о добре и зле, о дурном и хорошем, не были далёкими от действительности, чтобы нравственные правила стали нормой поведения, внутренним убеждением ребёнка, чтобы он следовал известным ему правилам всегда и при любых обстоятельствах.

Формирование привычек поведения зависит прежде всего от примера, который показывают дошкольнику родные и близкие. От того, как родители разговаривают между собой, со старшими представителями семьи- бабушками и дедушками, как родители обращаются к ребёнку, как папы и мамы ведут себя в транспорте, на улице, в магазине и других общественных местах. Ничто не остаётся незамеченным для ребёнка. К сожалению, не всегда взрослые это учитывают и являют собой образец для подражания. Вместе с тем они требуют от детей выполнения правил культуры, подкрепляя это высокими словами о нравственности. Ребёнок быстро усваивает подобную манеру поведения. В детском саду он вежлив, предупредителен, сдержан, а незнакомым взрослым может нагрубить, надерзить, дома превращается в маленького деспота, требующего от взрослых удовлетворения любых своих прихотей, криком и слезами добивается желаемого, не считает нужным говорить «пожалуйста», благодарить за услугу. Если это происходит, то вы воспитали лицемера, прекрасно понимающего, где и как должно себя вести, а где можно отступить от правил.

Взаимоотношения, которые складываются у ребёнка со сверстниками, во многом будут определять его отношение к предстоящей школьной жизни. Как ребёнок сможет войти в новый для него коллектив, найти себе товарищей, быть верно понятым, не поднятым на смех- всё волнует будущего школьника. И чтобы у ребёнка складывались доброжелательные, ровные, устойчивые отношения с товарищами, необходимо еще в дошкольном возрасте познакомить его с правилами, регулирующими поведение в коллективе: умей договориться, уступи, помоги товарищу, будь справедливым и честным. Важно научить ребёнка проявлять внимание к товарищу, замечать, что другому необходимо твоё участие, сочувствие, и, что особенно важно, научить радоваться победам товарищей, искренне огорчаться их бедам и неудачам.

В заключение хотелось бы пожелать родителям успехов в созидании личности ребёнка, в отыскании тех единственно верных тропок, которые помогут ребёнку выйти на широкую дорогу школьной жизни.

 

Воспитатель Конькова Наталья Александровна